Настоящий лидер — это тот, кого не замечают, лайфхак
«У него буддистский подход к ведению бизнеса», — фраза, которая запомнилась больше всего, пока я готовилась к этому интервью. Мы, в МИФе, решили рассказывать вам о близких нам по духу людях. И первое интервью в рамках этого взяли у Артёма Агабекова, основателя компании «Фабрики Окон», сооснователя рекламного агентства «Adventum» и онлайн-платформы по развитию навыков осознанной жизни «Mind.Space». Мы поговорили с Артёмом о том, как «выпрыгнуть с парашютом» в свой бизнес и решить вечную дилемму «деньги или страсть», а также о пиковом эмоциональном переживании, качествах лидера и том, почему всё в жизни возвращается.
— Артём, у вас в подписи к электронной почте после вашего имени написан слоган «Побеждай любя». Что он значит для вас?
— Этот слоган присутствует не только в подписи к почте, но и на многих других носителях. Он напоминает мне простую вещь: если мы занимаемся бизнесом, то важен не только факт победы, но и то, каким способом мы ее добились. Когда ты побеждаешь с любовью, то вероятность того, что ты победишь, больше.
— Когда вам было 28 лет, вы выпрыгнули из своей зоны комфорта, ушли с наемной работы и основали «Фабрику окон». Что бы вы сейчас сказали людям, которые тоже хотят совершить этот прыжок?
— Когда в 28 лет судьба поставила меня перед выбором, я уже понимал на уровне ума и сердца, какое решение приму. Я настолько был уверен в необходимости этого шага, что не мыслил о ином сценарии. На тот момент я работал в KBE, и у меня внутри накопилось огромное количество кинетической энергии, которую я не мог реализовать. И эта энергия превращалась в сжатую пружину. Нужно было срочно что-то делать. Сейчас я не хочу быть драйвером для тех, кто хочет выпрыгнуть из своей зоны комфорта. Я не могу сказать им: «Прыгайте, в этом счастье». Часто люди меняют внешние условия, для того чтобы не меняться самим. Многие пытаются «впрыгнуть» в свое дело не потому что хотят поделиться Мастерством, а потому, что бегут от чего-то. В этом случае у них мало что получится. Сначала нужно стать Мастером. Тогда вероятность того, что вы станете успешным, будет больше.
Артем Агабеков, — фото из личного архива
— Кстати, обычно те, кто решаются «прыгать», сталкиваются с выбором. Одни говорят: «Сначала заработаем денег, а потом займемся любимым делом». А другие: «Нет, сначала любимое дело, а деньги обязательно придут». Перед вами стоял такой выбор?
— Это отличная мысль — про то, что нули прямо пропорциональны Мастерству.
— Да, мы все знаем примеры таких людей: зубные врачи, парикмахеры, тренеры, рестораторы. Хотя, конечно, есть профессии, в которых мастерство не завязано напрямую на нули. Но люди, которые в этих профессиях находятся, кайфуют в процессе своей работы. А значит, получают гораздо большее, чем деньги.
— Вы сейчас можете сказать на 100%, что вы занимаетесь своим любимым делом?
— Я знаю, что занимаюсь любимым делом, помогаю правильным людям становиться больше, но не готов дать этому процентовку.
— Хорошо, тогда через что вы эту внутреннюю любовь реализуете?
— Если говорить о компании, то через наш сервис, через наше отношение к сотрудникам. Любовь — это всегда действие. Я не так давно узнал, что есть четыре определения слова «любовь». На русском только одно определение и достаточно заезженное, поэтому я стараюсь использовать его не так часто. Из греческих слов слово «любовь» состоит из эроса (любовь физическая, вожделение), филии (эмоциональная любовь-дружба), агапэ (духовная или жертвенная любовь, милосердие) и сторге (любовь-забота, в частности родительская). Мы внутри компании используем такой термин как «искренний сервис». Служение, которое исходит от сердца — это и есть проявление сторге, или любви-заботы. И мы делаем это через наших людей, через искренний сервис, а клиенты это чувствуют. Мы это видим в виде конверсии, повторных клиентов, благодарности. Мы понимаем, что мы не просто деньги зарабатываем, а вносим свою лепту в то, чтобы этот мир был лучше.
— Вы сказали, что любовь — это действие. А в каких конкретных действиях проявляется ваша любовь к клиентам?
— Здесь есть два момента. Первое — что мы делаем, как компания. Второе — какую мы создаем среду, для того чтобы наши сотрудники понимали смысл «искреннего сервиса». У нас много примеров, когда монтажники, увидев, что чего-то не хватает, не бросают клиента, а едут на ближайший строительный рынок и доделывают работу до конца. Для нас клиент — это, в первую очередь, человек, которому может понадобиться любая помощь. Поэтому мы всегда с пониманием относимся к просьбам наших клиентов, которые могут выходить за рамки обычных рабочих задач: будь то вбить гвоздь, прикрутить какие-то шурупы в доме или передвинуть мебель. Вторая часть — то, что мы можем делать, как компания — проявлять заботу системно. Например, недавно мы предложили нашим крупным постоянным клиентам бесплатную регулировку окон перед сезоном. В этом есть, конечно же, и коммерческая составляющая, но все-таки эту акцию мы сделали с позиции «возьми», а не с позиции «дай». Если мы это делаем качественно, то тогда по закону экономики благодарности, мы можем получить гораздо больше, чем с какой-то распродажи.
— У вас есть какая-то максимально высокая планка, которую вы себе ставите? Сейчас модно говорить про космические корабли, создание вечной жизни.
— Корабли? Знаете, мне очень нравится, как сказал Петр Мамонов: «Стать бы к концу жизни нормальным человеком». Мне эта позиция ближе. Мы можем с вами, конечно, поговорить и про космические корабли. Но мне кажется, какие-то маленькие человеческие поступки даже важнее. Важно сеять хорошие семена.
— А какое самое важное семя вы посеяли за последний год?
— Мы стали проводить форум «Люби то, что делаешь», на который приглашаем разных спикеров. Провели уже семь таких форумов за этот год. Сейчас любимая работа — это огромный дефицит в обществе. Когда человек выходит на новую работу, ему, в первую очередь, задают вопрос: «А какая там зарплата?». Его не спрашивают: «Скажи, а твоя работа — это, правда, место силы? Ты, действительно, можешь раскрыть себя и свои таланты?». На первом форуме у нас был «Самый добрый кондуктор в России» Виктор Лукьянов. Он выучил на нескольких десятках языков слово «спасибо», брал с собой конфеты в троллейбус или в автобус и угощал ими пассажиров. Он приезжал в своё депо на велосипеде. И своим довольным и счастливым лицом очень бесил страдающих теток в депо, потому что всем видом показывал: «Уважаемые мои, вы сами выбираете страдание. Но есть другой путь». Естественно, они его выжили, чтобы он им не мешал страдать. Сейчас Виктор прекрасно нашёл себя в другой компании — частной. Есть две позиции: позиция дефицита и позиция изобилия. Когда находишься в позиции изобилия — «На конфетку!» — то мир отвечает тебе тем же. Мне кажется, ты можешь быть с счастливым в тот момент, когда ты, забыв про себя, делаешь что-то для другого. Мне нравится, как Лев Толстой написал в книге «Исповедь»: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал служению людям. Это были школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь».
Еще одним важным событием этого года для меня стало создание образовательной онлайн-платформы «Mind.space». На сегодняшний день дефицит внимательности и осознанности в обществе очень велик. Дело в том, что большинство из нас даже не ощущает, что проводит преобладающую часть жизни в состоянии «отсутствия». Мы не замечаем то, что происходит вокруг нас, блуждаем в прошлом или будущем, не слышим сигналы тела, не умеем справляться с тяжелыми эмоциями и вместе с тем ежедневно страдаем от стресса и самокритики.
Исходя из этого, вместе с моим товарищем Виктором Ширяевым мы основали так называемый «marketplace» осознанности, чтобы люди, находясь в любой точки мира, имели доступ к регулярным грамотным практикам по улучшению своей жизни. Для этого мы собрали в одном месте достаточное количество учителей, которые готовы передавать свои знания и помогать людям качественно, полно и цельно проживать свою жизнь, реализовывать потенциал, быть физически и психологически здоровыми.
— А какое у вас пиковое переживание было за последний год? Может, пример служения, который довел вас до слёз?
— Есть такой фонд «Старость в радость», который поддерживает дома престарелых. В конце прошлого годы мы поехали в один из домов, где живет несколько сотен бабушек и дедушек. Мы приехали туда в выходной день…И парковка перед этим домом была пустой. Оказалось, к ним никто не приезжает, хотя время было перед Новым годом. Мы ходили с подарками и поздравляли каждого персонально. И я заметил, что у этих людей была выраженная потребность не столько услышать добрые слова, сколько потребность выразить любовь самим. Эти бабушки так меня обнимали, как будто я одновременно и сын, и внук, и Дед Мороз. А потом мы пели им в коридоре песни из разряда «Три белых коня». И вот ты вроде поёшь, и вроде у тебя хорошее настроение, но в этот момент ты кое-как сдерживаешь слёзы. Для меня самого это было очень глубокое переживание. Есть события, а есть иллюзии. Вот это было точно событие.
— Спасибо, что поделились. Я как будто пережила вместе с вами что-то настоящее.
— Мы сейчас хотим эту историю повторить. В этом, мне кажется, тоже большая роль компаний и людей, которые ведут других за собой. Нужно сеять хорошие семена. Возможно, ты сделал самую малость, но эта малость — как круги на воде — пошла дальше и во что-то переросла. Это очень важно. Мы находимся сейчас в ситуации раскаленных до предела нервов с экономическими реакциями, с абсолютно непонятным будущим в стране, с полугодовой зимой, с постоянным нервяком, с невероятно сильным медийным воздействием на каждого из нас. И этому сильному стрессу обязательно нужно что-то противопоставлять изнутри. И либо ты противопоставляешь свой внутренний стержень, свою силу, либо просто по тебе проезжают катком, и ты становишься человеком-зомби, который целиком направлен вовне и перемалывает внешний мусор.
— Мы с вами много говорили сегодня про качество настоящего лидера. Как вы думаете, о каком качестве чаще всего молчат паблики про успех?
— Важно слушать. Не говорить. Слушать. Быть наблюдателем. Очень часто Эго предпринимателя берет над ним верх и его Эго хочет рулить всем. Но настоящий лидер не должен тянуть одеяло на себя, ведь лидер — это тот, под кем люди растут. Поэтому в некотором смысле самый крутой лидер для меня — это тот, кого не замечают.
— Мощные слова. И последнее. У вас достаточно богатый жизненный опыт, опыт ведения бизнеса. Исходя из этого, о чем в своей жизни вы знаете точно?
— Пожалуй, о том, что всё возвращается. Все, что мы делаем, оставляет свой след в мире. Наши отношения, наши поступки, наши действия, даже наше безразличие — все это запускает какие-то процессы и в бизнесе, и в жизни, и во вселенной если хотите. И все наши «следы» — очень часто с большим усилением — совершенно неожиданно возвращаются к нам назад. Такой эффект эха. Именно поэтому очень важно быть правильным источником. Каков ты — таков и мир.
Пять самых ценных статей — на вашу почту. Раз в две недели. С подарками. В первом письме — бесплатная электронная книга «Заряженные на результат».
Источник: http://kino-ecran.ru