Обсуждение: трамплин аналогий, интеллект-карты и другие методы
Некоторые считают мозговой штурм пустой тратой времени. Отчасти они правы: плохо организованные групповые обсуждения бесполезны. К счастью, сегодня существует много замечательных методик, пользуясь которыми вы можете настроить людей на продуктивную совместную работу, пробудить у них творческое мышление, сплотить команду и получить сотни отличных идей.
Делимся интересными методами мозгового штурма из книги «Я хочу больше идей».
Если вы хотите получить много неожиданных идей, задействуйте визуальные образы и метафоры. Бизнес-консультант Кевин Дункан называет это «трамплином аналогий», способным подключить нас к неисчерпаемому источнику вдохновения.
Упражнение (25 минут):
1. Приготовьте необходимые материалы: бумагу, ручки, а также визуальные стимулы (например, открытки из интернета).
2. Сформулируйте проблему.
3. Разделите участников мозгового штурма на маленькие группы по 2–4 человека.
4. Попросите их записать как можно больше идей решения проблемы.
5. Через пять минут остановите их и выдайте каждому по картинке.
6. Попросите написать, что может символизировать это изображение.
7. А теперь пусть каждый из участников придумает еще по одной идее, вдохновляясь иллюстрацией.
Прежде чем люди начнут выполнять задание, приведите пример: «Вот фотография пляжа с грозовыми облаками… она может означать приближение бури… или летние каникулы… или исследование новых горизонтов… или луч надежды… какая буря может ожидать ваш проект?»
Когда останется 10 минут до конца, попросите группы выбрать две сильнейшие идеи и представить их остальным.
Совет! Этот метод лучше использовать в конце сессии, когда все очевидные идеи закончатся. Подключая к творческому процессу изображения, мы вынужденно перекодируем имеющуюся информацию, и она выстраивается в голове по-новому.
Техника составления интеллект-карт хороша тем, что учитывает нелинейность творческого процесса и не требует вгонять идеи в тесные рамки или записывать, пока они не будут готовы.
Упражнение (40–60 минут):
1. Начните с одного понятия, вопроса или утверждения в центре листа бумаги. Это позволит распространять тезисы дальше в любом направлении.
2. От центра нарисуйте ветви, представляющие новые идеи. Для каждой ветви вы можете выбрать свой цвет. Для иллюстрации мыслей используйте не только слова, но и рисунки.
3. Записывайте как можно больше вариантов и не останавливайтесь, пока у вас не останется треть от выделенного времени. Не бросайте слишком быстро и не задерживайтесь слишком долго на одной ветви.
4. Как только вы определите все возможные ветви, отступите назад и оглядите общую картину. Это позволит вам расставить приоритеты и решить, над чем начать работу в первую очередь.
5. Если вы работаете в группе, можете применить систему голосования точками для выбора приоритетных идей или же использовать интеллект-карту для распределения заданий членам команды.
Этот пример описывает идеи, связанные с внедрением программы обучения на работе:
Правила существуют не просто так: они нужны для того, чтобы получать предсказуемые результаты, которые будут достигнуты в срок и без проблем. Но в любом деле полезно ставить под сомнение традиционные способы работы.
Упражнение (40–50 минут):
1. Напомните всем, в чем заключается ваша творческая задача. Составьте список правил, которые обычно соблюдаются. Спросите: «Что мы всегда делаем? Как у нас принято?»
2. Начните с первого пункта и спросите: «Какие есть противоположности для этого правила?»
На примере схемы рабочего обучения: мы всегда нанимаем квалифицированных преподавателей. Какие могут быть противоположности? Вообще никаких преподавателей. Непрофессионалы… практиканты… стажеры… рядовые граждане…
3. Проанализируйте список получившихся противоположностей — что в нем может натолкнуть на новые идеи? Как насчет непрофессионалов? Это может означать обмен знаниями между коллегами. Стажеры… Возможно, они поделятся своими навыками использования социальных сетей с сотрудниками старшего поколения? И так далее.
Совет! Нарушив самое очевидное правило, которое все считают обязательным, можно получить самые оригинальные идеи. Не должно быть ничего неприкосновенного.
Как ни странно, иногда именно ограничения могут заставить нас мыслить креативно. Чем жестче рамки, тем выше вероятность, что вы найдете нестандартное решение проблемы, которая раньше казалась неприступной.
Упражнение (30–40 минут):
1. Напомните всем, в чем заключается ваша творческая задача. Составьте список всех ограничений, в рамках которых вам предстоит работать (например, бюджет, кадровое пополнение, ресурсы, расписание).
2. Возьмите одно из этих ограничений и ужесточите его, пока оно не превратится в «невыполнимую миссию»:
— Как мы можем это сделать за один день?— Как мы это можем сделать бесплатно?— Как мы можем это сделать без дополнительного персонала?
3. Если вам тут же ответят «Это невозможно!», спросите участников, кого или что им пришлось бы призвать на помощь, чтобы справиться с миссией, несмотря на крайне строгие ограничения.
4. Когда вы закончите с первым набором вариантов, возьмите другое ограничение и ужесточите его вместо первого.
5. За 10 минут до конца попросите участников проанализировать варианты, которые возникли при обсуждении. Есть ли среди них выполнимые или достойные дальнейшего развития? Нашли ли вы какие-то скрытые ресурсы? Выберите самые сильные идеи.
Метод перекрестной наметки идей сочетает работу в тишине — чтобы участники могли спокойно думать — с регулярным обменом идеями внутри группы. Опыт показывает, что этот способ более продуктивен по сравнению с неорганизованной дискуссией.
Упражнение (30–40 минут):
1. Заранее подготовьте листы A4 с нарисованной на них таблицей 3×3. Листов должно быть на один больше, чем количество участников.
2. Напомните участникам о вашей творческой задаче. Затем попросите их записать три первых идеи в верхнем ряду, по одной в каждой ячейке. Обсуждение здесь не допускается.
3. Первый, кто заполнит все три клетки, кладет свой лист в центр стола, берет оставшийся пустой лист и записывает на нем еще три идеи. Другие участники, закончив, меняются листами, забирая лежащий в центре.
Теперь на каждом из листов записаны идеи разных людей. Попросите участников развить идеи, которые им достались, записывая новые во втором ряду.
4. Закончив второй ряд, участники снова меняются листами. На этот раз они могут развить любую из шести идей на листе, который они взяли.
5. Когда все ячейки окажутся заполнены, упражнение прекращается. Участники в последний раз меняются листами. Дайте им хотя бы пять минут, чтобы прочитать все идеи на их листе.
6. Попросите каждого выбрать наиболее понравившиеся им идеи со своего листа. Запишите их на лекционном плакате и решите, какие вы будете развивать.
Совет! Эта техника идеальна для групп, в которых доминируют одни и те же люди, где вам нужно уравнять условия для младших и старших сотрудников или услышать новые оригинальные мнения.
И напоследок — несколько универсальных правил, которые помогут вам провести успешный мозговой штурм:
1. Попросите участников подготовиться заранее, чтобы все пришли на сессию, вооружившись достоверной информацией.
2. Не будьте слишком серьезными. Используйте разминочное упражнение, чтобы рассмешить и расшевелить группу.
3. Не ограничивайте фантазию. Гораздо проще найти что-то полезное в безумной идее, чем вдохнуть жизнь в банальную.
4. На первом этапе относитесь ко всем предложениям одинаково. Если вы положительно реагируете на одну идею, делайте то же самое со всеми.
5. Развивайте идеи других. Две плохие идеи могут составить одну хорошую.
6. Используйте техники, предполагающие обсуждения в малых группах. Это хороший способ заставить «халявщиков» работать.
7. Предусмотрите перерывы, чтобы у участников было время обдумать собственные идеи.
8. Организуйте перекус. Умственная работа сжигает сахар!
По материалам книги «Я хочу больше идей!»Обложка поста отсюда
Источник: http://kino-ecran.ru